Пресс-релиз

10-07-2007

О позиции Российской Федерации относительно инициативы США по развертыванию глобальной системы ПРО

Вопрос о развертывании Соединенными Штатами глобальной ПРО и планах по созданию ее европейского компонента получил в последнее время широкий резонанс в мире. Международному сообществу усиленно навязывалась мысль о том, что ПРО – это сугубо оборонительное оружие, не предназначенное для нападения. На деле это не так. Стратегическая противоракетная оборона создает условия для нанесения первого ракетно-ядерного удара в силу того, что ответный удар мог бы быть отражен. Тем самым ПРО может нарушить стратегический баланс сил и вынудить другую сторону принимать меры по его восстановлению. А это неизбежно ведет к наращиванию вооружений.

Российская Сторона последовательно и твердо выступает против развертывания глобальной ПРО СШАи создания ее европейской базы вблизи российских границ.

  Учитывая реальное развертывание Соединенными Штатами стратегической ПРО (базы ПРО в Ванденберге, шт. Калифорния, в Форт-Грили, шт. Аляска), способной осуществлять перехват российских баллистических ракет, мы заявили о принятии адекватных мер противодействия этому курсу США. Эти меры носят асимметричный характер и предусматривают использование средств преодоления американской ПРО.

Мы исходим из того, что создание ПРО должно четко соотноситься с наличием реальных ракетных угроз и использоваться в качестве крайней меры, когда другие пути и способы предотвращения ракетного распространения исчерпаны.

Свои планы создания базы ПРО в Европе США мотивируют необходимостью защиты от ракетной угрозы со стороны Ирана и КНДР, которые, якобы, могут создать баллистические ракеты с дальностью, позволяющей достигать европейские страны и США. В качестве места размещения элементов базы ПРО выбраны Польша (ракеты-перехватчики) и Чехия (РЛС ПРО).

Российские эксперты показали, что такое расположение базы ПРО придает ей противороссийский потенциал – способность перехвата баллистических ракет, размещенных в европейской части территории России. С развитием противоракетных технологий – появлением гиперскоростных ракет-перехватчиков с множественными головными частями, работы над чем в США уже ведутся, - противороссийский потенциал американской базы ПРО в Европе будет возрастать.

По экспертным оценкам, включая географию, геометрию, баллистику, таких ракет, от которых США собираются защищаться с помощью европейской базы ПРО, у Ирана нет и в ближайшие 15-20 лет не появится. Для создания таких ракет требуются иные технологии, иная производственная база, иные возможности для испытаний, в настоящее время Иран всем этим не располагает. Совершенно безосновательно говорить о ракетной угрозе США и Европе со стороны КНДР в контексте европейской базы ПРО. В отношении США – траектории ее гипотетических ракет большой дальности лежат в другом географическом регионе, в отношении Европы – причины те же, что и для Ирана.

Мы выдвинули комплексное предложение, которое, с одной стороны, предусматривает устранение противороссийского потенциала базы ПРО США в Европе, с другой, учитывает озабоченность США и европейских стан относительно возможного появления баллистических ракет большой дальности у Ирана и КНДР.

Наше предложение включает несколько элементов.

Проведение совместных оценок ракетных угроз;

осуществление совместного мониторинга за развитием ракетной техники в различных государствах посредством предоставления Соединенным Штатам информации от РЛС в Габале (компонент российской системы предупреждения о ракетном нападении, построенный еще в СССР, а сейчас арендуемый нами у Азербайджана) по обнаруживаемым пускам баллистических ракет в Средневосточном регионе;

отказ от возможного размещения средств ПРО в космосе;

возможность в будущем, если потребуется (а мы такой  потребности не предвидим), использования для борьбы с баллистическими ракетами мобильных средств ПРО, размещаемых в районах, близких к потенциальным местам их старта.

Как видно, российское предложение не предусматривает сиюминутного развертывания средств ПРО, а ставит его в зависимость от развития ракетной техники в соответствующих государствах. Исходным пунктом здесь является реалистичная оценка ракетных угроз, которую мы считаем необходимым проводить совместно не только с США, но и с другими, в первую очередь европейскими, странами.

  Предложение было изложено Президентом России в ходе российско-американской встречи на высшем уровне в Германии (г.Хайлигендамм) и раскрывалось на пресс-конференциях В.В.Путина, С.В.Лаврова, в выступлениях других официальных лиц. На июльской российско-американской встрече на высшем уровне в США оно было дополнено предложением о задействовании создаваемого центра обмена данными о пусках баллистических ракет в Москве и возможности создания аналогичного центра в одной из европейских столиц. Вместе с РЛС в Габале это составило бы замкнутую систему обнаружения пусков ракет в реальном режиме времени. Более того, мы были бы готовы включить в эту систему, строящуюся РЛС раннего предупреждения на юге России.

Мы предлагаем убеждаться в отсутствии ракетной угрозы со стороны Ирана с помощью информации от Габалинской РЛС. Сама РЛС не будет выполнять ничего, кроме того, что она уже выполняла в течение двух с лишним десятилетий, и это не вызывало ни у кого беспокойства. Возможности РЛС полностью соответствуют существу российского предложения. При необходимости эта РЛС может быть дополнительно модернизирована.

Наше предложение - не дополнение к базе ПРО США в Европе, а альтернатива . Мы не будем участвовать в формировании противоракетного потенциала, который создает угрозы для нас.

Российское предложение – наглядная проверка истинных целей и планов США по созданию базы ПРО в Европе.

В случае принятия российского предложения отпадали бы планы создания европейской базы ПРО США(как и космического эшелона ПРО), полностью снималась бы наша озабоченность относительно противороссийского потенциала, который несомненно был бы присущ базе ПРО США в Европе и космическим средствам ПРО. В то же время обеспечивалось бы постоянное наблюдение за стратегической обстановкой в Средневосточном регионе. Если же в будущем появится реальная ракетная угроза, то у США и европейских стран будет достаточно времени для военно-технического реагирования на нее.

Выдвинутое нами предложение сохраняется в повестке дня российско-американских контактов, несмотря на ряд негативных высказываний в США и НАТО по поводу его приемлемости. При этом мы выступаем за расширение круга участников консультаций по вопросам ПРО за счет заинтересованных европейских государств, используя механизм Совета Россия-НАТО. Принципиальный элемент нашего подхода - движение по созданию баз  ПРО США в Польше и Чехии на время консультаций должно быть остановлено. В комплексе наши предложения, как отметил В.В.Путин, дают возможность изменить качество российско-американских отношений в сфере безопасности, постепенно выводя их на уровень стратегического партнерства в этой области.