Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова сингапурской газете «Стрейтс таймс», 14 марта 2011 года

16-03-2011

Вопрос: Какое место занимает сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион во внешней политике России?

С.В.Лавров: Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из важнейших приоритетов нашей внешней политики. Россия – держава азиатско-тихоокеанская в неменьшей степени, чем евроатлантическая. Достаточно посмотреть на карту, чтобы заметить – две трети территории нашей страны расположено в Азии, не говоря уже о колоссальной протяженности российского тихоокеанского побережья.

Наша вовлеченность в региональные дела уходит корнями в далекое прошлое. Контакты России с такими странами как, например, Индия, Китай, Монголия, Афганистан имеют многовековую историю. Трудно переоценить помощь, которую наша страна оказала в XX веке азиатским странам в деле достижения национальной независимости и создания современной экономики.

Не случайно у России сложились дружественные отношения со всеми без исключения государствами АТР. Многие из них, в том числе ведущие державы, являются стратегическими партнерами нашей страны.

Как постоянный член Совета Безопасности ООН и ядерная держава, Россия несет особую ответственность за поддержание международного мира, безопасности и стратегической стабильности, в том числе в АТР. Без России решение проблем региональной безопасности невозможно.

В АТР сосредоточен мощный финансовый, инвестиционный, технологический потенциал, который Россия могла бы использовать в интересах ускоренной комплексной модернизации нашей страны и социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Будущее нашей страны, развитие восточных территорий России неразрывно связаны с этим динамичным регионом. Поэтому активное участие России в региональных делах, «вхождение» нашей экономики в набирающие обороты интеграционные процессы не имеют альтернативы. На решение этих задач направлены усилия, предпринимаемые Россией в двустороннем и многостороннем форматах. Интерес к сотрудничеству в реализации совместных проектов на российском Дальнем Востоке проявили многие страны АТР, включая Китай, Индию, Республику Корея, Японию, членов АСЕАН.

Убежден, что с учетом смещения «центра гравитации» глобального развития в АТР значение этого региона для внешней политики России будет только повышаться.

Вопрос: Россия участвует в целом ряде международных механизмов в сфере экономики и безопасности в АТР. Каков, по Вашему мнению, вклад России в работу региональных многосторонних механизмов и каким образом участие России могло бы быть расширено?

С.В.Лавров: За последний год российское участие в азиатско-тихоокеанских многосторонних структурах вышло на качественно новый уровень. Россия, наряду с США, стала участником механизма Восточноазиатских саммитов – ключевого форума, объединяющего наиболее влиятельные государства АТР и способного вести поиск решений фундаментальных проблем безопасности и экономического развития региона. В 2010 году Россия подключилась также к форуму «Азия-Европа», Балийскому демократическому форуму. С нашим участием запущен механизм Совещаний министров обороны стран АСЕАН и диалоговых партнеров.

Россия активно участвует в деятельности форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» – в 2012 году наша страна будет в нем председательствовать, Шанхайской организации сотрудничества, Региональном форуме АСЕАН по безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалоге по сотрудничеству в Азии, развивает диалоговое партнерство с АСЕАН и взаимодействие в формате «Россия-Индия-Китай».

Мы предлагаем партнерам по АТР позитивную, объединительную повестку дня, основанную на сетевой дипломатии, активном и конструктивном взаимодействии между различными диалоговыми форматами. Мы не ищем односторонних преимуществ, не стремимся играть на имеющихся в регионе противоречиях и проблемах. Напротив, Россия утверждает свою роль через готовность к сотрудничеству со всеми государствами. Поэтому не случайно, что партнеры по региону видят в нашей стране фактор стратегической стабильности и устойчивого экономического развития.

Россия окончательно и бесповоротно развернулась лицом к АТР. Это – наш с вами общий дом, и поэтому мы нацелены на то, чтобы вносить активный вклад в солидарные усилия по укреплению региональной стабильности, противодействию новым вызовам и угрозам, обеспечению экономического развития и процветания на благо всех стран региона.

Вопрос: Если рассматривать вовлеченность Москвы в работу Шанхайской организации сотрудничества, то можно сделать вывод, что в АТР внимание Москвы сфокусировано в основном на Центральной Азии, ближнем зарубежье России. Так ли это и каковы, по Вашему мнению, перспективы развития ШОС?

С.В.Лавров: Было бы явным упрощением полагать, что из всех многосторонних организаций и форумов в АТР Россию интересует исключительно укрепление Шанхайской организации сотрудничества. Однако Вы правы в том, что участие в деятельности ШОС действительно относится к числу приоритетов политики России в АТР.

Наше внимание к ШОС вполне объяснимо. Это объединение создавалось десять лет назад в целях противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, угрожавшим всем государствам-основателям ШОС и исходившим главным образом с территории Афганистана. Несмотря на то, что за минувшие годы в рамках ШОС были созданы и успешно функционируют многоуровневые механизмы взаимодействия в сфере безопасности, перед нами по-прежнему стоят масштабные задачи. Наряду с террористической угрозой это – такие острые проблемы, как незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, другие виды трансграничной организованной преступности.

Одновременно все более заметное место в деятельности ШОС приобретает развитие экономического и гуманитарного сотрудничества. Растет притягательность ШОС, все больше стран стремится к налаживанию контактов с ней. Укрепляются связи ШОС с другими международными организациями, в том числе с ООН, ЭСКАТО, АСЕАН.

ШОС – молодая, динамично развивающаяся организация, и нет ничего удивительного в том, что у нее еще много проблем. Однако это – проблемы роста. Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что ШОС подходит к своему 10-летнему юбилею с солидным багажом, став не только ключевым фактором обеспечения безопасности в Центральной Азии, но и важным элементом архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее этого объединения.

Вопрос: Азиатско-Тихоокеанский подход к обеспечению безопасности и стабильности в регионе заключается в создании взаимодополняющих и пересекающихся механизмов и форумов. Считаете ли вы такой подход эффективным? Не следует ли применять более целостный подход, аналогичный, возможно, европейской модели?

С.В.Лавров: Европейская модель, равно как и другие схемы, не учитывающие региональную специфику, для АТР объективно не подходят. Историческое развитие этого региона обусловило отсутствие здесь целостной, стройной архитектуры безопасности и сотрудничества. В регионе сложилась пестрая мозаика двусторонних партнерств, многосторонних объединений, переплетающихся зон свободной торговли. В годы «холодной войны» в АТР, в отличие от Европы, меньше ощущалось блоковое противостояние, но реликты конфронтационной эпохи в форме узкоформатных закрытых военных альянсов и блокового мышления по-прежнему сохраняются.

Центростремительные тенденции соседствуют с раздирающими регион проблемами и противоречиями, тенденция к сотрудничеству сосуществует с конфликтным потенциалом. Однако в АТР все увереннее утверждается полицентризм, в том числе нашедший выражение в расширении ВАС, куда теперь приняты Россия и США. Это дает нам уникальный шанс: пожалуй, впервые со времен «холодной войны» в регионе может возникнуть устойчивая, более сбалансированная комбинация центров экономического роста и политического влияния с участием всех без исключения ведущих региональных игроков. Причем этот новый региональный порядок учитывает традиционную, исторически сложившуюся роль государств АСЕАН.

Страны АТР все яснее отдают себе отчет в том, что обеспечить мир и стабильность в регионе можно только на путях совместных усилий. Убеждены, что будущее региона за новой, эффективной системой безопасности – открытой, транспарентной и равноправной, основанной на международном праве и взаимном уважении интересов. Необходимо, чтобы все страны региона подтвердили приверженность принципу равной и неделимой безопасности, раз и навсегда отказались от соблазна обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других. Именно к этому призывает совместная инициатива, выдвинутая в сентябре 2010 года лидерами России и Китая и встречающая позитивный отклик во многих странах региона. В этом же русле сформулированы подходы к укреплению региональной безопасности, содержащиеся в итоговых документах российско-индийского саммита в декабре 2010 года в Нью-Дели.