Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Казахстан Е.Х.Казыхановым, Москва, 21 ноября 2011 года

Уважаемые дамы и господа,

Мне искренне приятно принимать в российской столице моего коллегу, Министра иностранных дел Казахстана Е.Х.Казыханова. Это его первый официальный визит в Москву. Ранее в этом году я посетил Астану.

Сегодня мы продолжили разговор по всем направлениям российско-казахстанского стратегического партнерства и союзничества. В центре беседы были задачи, поставленные на состоявшейся 18 ноября с.г. встрече президентов России, Казахстана и Белоруссии. Там лидеры трех государств подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о евразийской экономической комиссии – документы, сформировавшие правовую базу перехода Таможенного союза трех наших стран к следующему, качественно новому этапу интеграции, Единому экономическому пространству, и далее – к созданию Евразийского экономического союза. Убеждены, что такое взаимодействие, открытое для присоединения других государств, имеет особое значение для всего постсоветского пространства.

Мы подробно обсудили вопросы, касающиеся реализации задач, предусмотренных Планом совместных действий России и Казахстана на 2011-2012 гг. Этот документ нацелен на развитие сотрудничества в сфере высоких технологий – космоса, мирного использования атомной энергии, тесного взаимодействия в топливно-энергетической сфере, а также на расширение торгово-экономических связей.

Рассмотрели ход выполнения договоренностей, достигнутых на состоявшемся 15 сентября с.г. в Астрахани VIII Форуме межрегионального и приграничного сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Согласовали дальнейшие шаги по обеспечению тесной координации усилий России и Казахстана в ОДКБ и ШОС для более эффективного противодействия новым вызовам, нейтрализации экстремизма, наркобизнеса, представляющих реальную угрозу ситуации в регионе.

Обсудили наши подходы к развитию обстановки в Центральной Азии, Афганистане и в сопредельных с ним государствах. Нам это небезразлично, поскольку происходящие там процессы напрямую затрагивают интересы безопасности России и Казахстана.

В будущем году исполняется двадцать лет Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и установлению дипломатических отношений между нашими странами. Уже имеется договоренность о том, как мы будем отмечать эти знаменательные события.

Подписали План мероприятий по сотрудничеству между внешнеполитическими ведомствами России и Казахстана на 2012 г. Документ широко охватывает тематику двусторонних отношений, региональные и международные вопросы, курируемые нашими министерствами иностранных дел. Убежден, что реализация этого важного документа позволит еще больше углубить тесное взаимодействие между Россией и Казахстаном во внешнеполитической сфере.

Вопрос (обоим министрам): На прошлой неделе Всероссийский центр исследования общественного мнения опубликовал данные опроса, констатирующего благоприятное отношение жителей России и других стран СНГ к Казахстану. Однако более детальный анализ проводимого мониторинга показал, что информацией об этой стране владеют в основном люди среднего возраста. Молодежь же, по результатам опроса, продемонстрировала, по сути, «нулевые» знания о Казахстане. Какие усилия можно было бы предпринять для углубления интеграционных процессов в регионе и сохранения дружественных отношений между народами наших стран?

С.В.Лавров (отвечает первым): При всем уважении к агентствам, которые проводят опросы общественного мнения, сомневаюсь, что знания молодых людей в России о Казахстане можно охарактеризовать как «нулевые». Я уверен, что эти показатели значительно выше.

Но Вы справедливо затронули эту тему. В целом все постсоветское пространство, помимо единых экономических и инфраструктурных объединений, имеет серьезное преимущество в плане отстаивания интересов каждого государства в современном высококонкурентном мире – это связи между людьми. Они позволяют расширять возможности в области образования и профессиональной деятельности. Задача укрепления гуманитарных контактов отвечает нашим общим интересам. Россия и Казахстан выступают локомотивами интеграционных процессов на этом важном геополитическом пространстве и уделяют постоянное внимание тому, чтобы молодое поколение использовало преимущества, созданные их предшественниками.

Наши руководители занимаются этим вопросом очень серьезно. По решению глав государств СНГ был создан Совет гуманитарного сотрудничества. При нем действует Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ, в рамках которого проводится большое количество мероприятий для молодежи и с участием молодежи. Отмечу также и двусторонние российско-казахстанские планы, которые предполагают содействие контактам между университетами, молодежными и неправительственными организациями. Необходимо более активно задействовать средства массовой информации. В этом контексте рассчитываем на помощь СМИ наших стран, чтобы, используя возможности информационных каналов, рассказывать больше друг о друге, заинтересовывать молодежь в новых формах общения.

Вопрос (обоим министрам): Вы упомянули о предстоящем двадцатилетии установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном и подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Как именно страны собираются отмечать эти события? Какие планируются мероприятия? Состоятся ли обмены визитами на высшем уровне?

С.В.Лавров (отвечает после Е.Х.Казыханова): Хотел бы подтвердить, что мы планируем достойно отпраздновать оба юбилея - отметим эти события на уровне глав государств, правительств и по линии министерств иностранных дел.

Президенты двух стран встречаются раз десять в году. В 2010 г. таких встреч было 11, в этом году – уже 7. Убежден, что эта важная веха в российско-казахстанском союзничестве не пройдет незамеченной.

Вопрос: По данным западных СМИ, Великобритания, Германия и Франция внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции о защите мирного населения Сирии. Сергей Викторович, целесообразна ли такая резолюция, поддержит ли ее Россия?

С.В.Лавров: Наши западные коллеги предлагают Совету Безопасности ООН рассмотреть вопрос о защите гражданского населения в Сирии. Со своей стороны исходим из нескольких простых тезисов.

Мы поддержали инициативу ЛАГ, предусматривающую прекращение насилия, откуда бы оно ни исходило, размещение в Сирии наблюдателей из арабских стран и интенсификацию межсирийского диалога по вопросам демократических преобразований. Чтобы требование о прекращении насилия, откуда бы оно ни исходило, воплотить в жизнь, важно не только добиваться от сирийского руководства отказа от непропорционального применения силы, но и настаивать на том, чтобы вооруженные группы, которые все в большем количестве пытаются использовать мирных демонстрантов в Сирии для провоцирования насилия, прекратили такого рода действия.

Вы, наверняка, следите за сообщениями международных СМИ. В Сирии появилась так называемая «свободная сирийская армия», которая создала «временный военный совет», провозгласивший себя высшей военной властью в стране, основная цель которого – свержение нынешнего правительства Сирии. В некоторых западных столицах, включая тех, кто поднимают этот вопрос в Совете Безопасности ООН, публично оценивают военные действия сирийских перебежчиков как «проявление демократических устремлений сирийского народа». Если демократические проявления усматриваются в обстреле гранатометами помещений партии «Баас», в вооруженных нападениях на административные здания и штаб-квартиры правоохранительных органов Сирии, то с такой «демократией» мы не можем согласиться.

Для прекращения насилия необходимо адресовать соответствующие требования властям и вооруженным группам, которые затесались в сирийскую оппозицию. Пока же мы наблюдаем ситуацию, когда ЛАГ призывает к прекращению насилия и началу диалога, а из западных столиц и столиц некоторых стран региона раздаются обратные призывы, рекомендующие оппозиции не идти на диалог с режимом Б.Асада. Это похоже на политическую провокацию международного масштаба. Если все заинтересованы в том, чтобы предоставить сирийцам возможность воспользоваться правом самим решать свою судьбу, то нужно к этому подходить честно и ответственно.

Что касается просьбы или требования обеспечить решение международного сообщества по защите гражданского населения, то у всех свежи в памяти события, предшествовавшие ливийской трагедии. Именно под аналогичным лозунгом действовали те, кто впоследствии грубо злоупотребили резолюциями Совета Безопасности ООН. Вместо защиты гражданского населения осуществлялись бомбардировки, в ходе которых гибли мирные люди.

Таким образом грубо нарушалось самое главное право человека – право на жизнь. Нельзя допускать подобных злоупотреблений и надругательств над международным правом и авторитетом Совета Безопасности ООН.

Вопрос (Е.Х.Казыханову): Какова позиция Казахстана, председательствующего в Организации исламского сотрудничества (ОИС) применительно к ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Сирии?

С.В.Лавров (в дополнение к ответу Е.Х.Казыханова): Учитывая, что Россия является наблюдателем в Организации исламского сотрудничества, добавлю несколько слов. Мы поддерживаем деятельность Казахстана на посту председателя ОИС. Согласен, что председательство пришлось на непростой период для государств-членов этой Организации. Мы надеемся на их взвешенный, ответственный и мудрый подход к происходящим на Ближнем Востоке и в Северной Африке событиям.

В Ливии идет трудный процесс поиска общего знаменателя между различными группами, свергнувшими режим М.Каддафи. Еще предстоит с правовой точки зрения разобраться с ситуацией в ходе конфликта. Вместе с партнерами по ОИС мы будем содействовать скорейшей стабилизации обстановки в Ливии, где кризис еще не закончился.

В настоящее время в регионе пошли новые всплески напряженности: в Египте происходят столкновения, возобновились беспорядки на Бахрейне, в Кувейте произошло нападение на правительственное здание. Не исключаю, что эти процессы в той или иной степени связаны с созданием вокруг Сирии определенной атмосферы. Некоторые зарубежные игроки призывают сирийскую оппозицию не идти на диалог с властями. Это создает искушение у кругов в отдельных соседних странах ближневосточного региона использовать ситуацию в своих интересах, создать напряженную обстановку у себя дома, рассчитывая на политическую выгоду.

Надеемся, что государства ОИС проявят ответственный подход. Рассчитываем, что и другие страны, занимающие соответствующие позиции в отношении происходящих событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, будут действовать предельно ответственно, в соответствии с нормами международного права, включая право народов на самоопределение.

Вопрос (к обоим министрам): 19 ноября Высшая национальная ассамблея Афганистана (Лойя джирга) одобрила предложение Президента ИРА Х.Карзая о заключении стратегического соглашения о военном сотрудничестве с США, которое предусматривает продление пребывания американских вооруженных сил на территории Афганистана после 2014 г. Как вы можете прокомментировать такое развитие событий?

С.В.Лавров (отвечает первым): С юридической точки зрения этот вопрос лежит в плоскости двусторонних отношений между США и Афганистаном, и он должен решаться на основе принципов международного права, включая принцип уважения суверенитета и политической независимости каждого государства.

В более широком политическом плане необходимо учитывать интересы государств этого неспокойного региона, которые непосредственно испытывают влияние событий в Афганистане, включая террористическую и наркотическую угрозы. В этой связи необходимо понимать, какие конкретные задачи будут решать военные базы, создаваемые после анонсированного на 2014 г. вывода войск. Мы откровенно обсуждаем эти вопросы с руководством Афганистана и американскими партнерами. Все хорошо помнят, чем было обусловлено военное присутствие США в Афганистане – ликвидацией террористической угрозы. Сейчас нам важно понять, как сочетаются объявленный вывод войск и предстоящее создание военных баз. Мы хотели бы более подробно разобраться в этой ситуации с учетом законных интересов России и наших союзников в центральноазиатском регионе.